Верю в смерть после жизни.
Я пересмотрела серию "Воды Марса". И мне есть, что о ней сказать.
Некий текст
О чем эта история? О великом поражении или о великой победе? Об утрате человечности Доктором или о его окончательном очеловечивании? О страхе или победе над страхом?
Пожалуй, для меня эта история об одиночестве. О том, что перед смертью все мы остаемся одни. Мы приходим в этот мир в одиночестве, мы уходим из него в одиночестве. Кто бы ни стоял рядом с тобой, кто бы ни держал тебя за руку, ты все равно умираешь в одиночестве.
Доктор в этой серии не смешной, не забавный, он не веселится и не пытается веселить других. Он в отчаянии. Он умирает. И главное его желание - остаться в живых, выжить, пережить эти зловещие четыре удара. Пытаясь изменить историю Аделаиды Брукс, он словно пробует изменить свою собственную историю. Ее смерть - фиксированный момент в истории, его - наверняка тоже. Если удастся исправить одну точку, то можно исправить и остальные. А значит можно жить вечно, перекраивая реальность под себя. Выжить - самое человеческое из желаний. Это то, что всегда привлекало Доктора в людях: готовность бороться до конца, не сдаваться, что бы ни случилось.
Доктор не учел лишь одного: все человеческие желания объединяются в одном - быть Б-гом. И очеловечиваясь, он парадоксальным образом теряет человеческое.
Идеальная патовая ситуация. Какой бы выбор ни сделал Доктор, он все равно проиграл бы. Уйдя с обреченной базы, признавая свое несовершенство, он вынужден был бы смириться и со своей будущей смертью. Сложить ручки на коленях и четыре раза пнуть ногой двери ТАРДИС, самолично удавиться, чтоб не мучиться. Но он не мог, просто не мог так поступить. Он слишком многому научился у Донны, Марты, Розы, Джека, Сары Джейн, всех своих спутников. Он стал слишком человечен.
А теперь важное объявление: самая страшная и самая правдивая серия "Доктора Кто" для меня - "Полночь", в которой самыми опасными монстрами во Вселенной оказываются не всякие инопланетяне или ведьмы, а люди. Человек - это одновременно титул благородного существа и титул чудовища. Нет ничего опаснее человека. И когда я понимаю, что Доктор становится человечнее...
Что есть Таймлорд? Наблюдатель. Светофор времени. Его задача - изучать. Останавливать ренегатов, пытающихся изменить ключевые точки истории. Он всемогущ - и бесполезен. Настоящий Таймлорд не может ничего. В сериале в последнее время постоянно звучат слова "Мы ничто для тебя! Букашки, мусор!". Да. Для настоящего Таймлорда люди - ничто. И у Десятого есть кое-что от настоящего Таймлорда. Он улыбается, когда дела становятся совсем плохи, он наслаждается опасностью, он забывает, что для окружающих людей все происходящее - не игра, а настоящая жизнь, реальность, что-то, что навсегда останется с ними. В его, полной опасностей и безумия, жизни любая трагедия - лишь одна из миллиарда песчинок.
Но когда он понимает, что все, происходящее вокруг него, имеет значение для тех, кто остается, когда он снимает защитные механизмы и пропускает это знание через себя, о, вот тогда начинаются проблемы. Нельзя решать судьбы Вселенной, если ты человек. Но именно человеку, а не Таймлорду, хочется этим заниматься.
Иными словами, человеком быть больно, страшно и опасно. И к серии "Воды Марса" Доктор очеловечился настолько, насколько это вообще возможно для Десятого.
Итак, смотрим хронологию. Конец 4-го сезона. Разговор с Давросом. Ауч, это было больно. "Ты превращаешь людей в оружие". Что делает Доктор после этого? Развозит всех по домам, навязывает Розе Хэнди, стирает память Донне. Серия разбивает сердце. Одинокий-одинокий Доктор, которому больше не нужно держать улыбку на лице, снимает пиджак и мокрый и несчастный бредет по ТАРДИС, которая совсем недавно была наполнена смехом и живыми голосами. А теперь он один. Контраст разителен и пугающ. Он один, потому что он сам обрек себя на это.
Первый спешал. Рождественский. В целом довольно забавный, тревожных нот вроде бы и нет (пересматривала давно, могу ошибаться). Единственная тонкая мрачная ниточка - последний разговор с неудавшимся следующим Доктором. Но все разрешается в позитивном ключе. Они идут праздновать Рождество, все славно.
Предыдущая серия, второй спешал - "Планета Мертвых" - вышла 11 апреля 2009 года. Очень солнечная, довольно-таки позитивная. Доктор успокаивает людей, оказавшихся в чужом мире, у него прекрасная спутница, достойная его почти во всех отношениях (кроме моральных качеств), у него восхитительная поддержка с Земли - Малькольм Бернард, чудковатый ученый. Вся серия держится в позитивных тонах, звучит маршевая музыка, все хорошо, нет никаких отсылок к прошлому, к недавней потере друзей, к чудовищному одиночеству Доктора - пока почти в самом конце не происходит два коротких диалога. С Кристиной ("Люди путешествовали со мной, и я потерял их, потерял их всех. Это больше не повторится") и с женщиной-экстрасенсом ("Ваша песня подходит к концу"). Но даже после этого происходят забавные моменты, Кристина сбегает под бравурную музыку, Доктор идет арестовывать самого себя в синей полицейской будке... пасхальная серия, очень светлая. Доктор отказывается от спутницы, но у нее все будет хорошо. А вот ситуация с предсказанием никак не разрешается.
Все ждут, что будет дальше.
15 ноября. Больше, чем полгода. РТД сидит в депрессии (он в ней постоянно, если верить "The Writers Tale"), а его внутренние демоны довольно потирают свои лапки.
И вот выходят "Воды Марса". Мрачная, темная, депрессивная. Такое ощущение, что первый вариант сценария состоял из одного слова - "безысходность".
"Посмотри "Доктора Кто" - говорили они. "Это будет забавно" - говорили они. "Это детский сериал" - говорили они.
ВОТ В КАКОМ МЕСТЕ "ВОДЫ МАРСА" - ЧАСТЬ ДЕТСКОГО СЕРИАЛА?!
Извините, вспылила. Это очень взрослая серия. Страшная и мучительная. Особый деликатес для мазохистов от психологии.
Почему же все должно закончиться вот так? Почему предсмертные дни Десятого такие? Почему?
Десятого к Марсу вели долго. Логично вспомнить "Огни Помпеи", которые представляют собой абсолютное отражение "Вод Марса". Огонь - вода, прошлое - будущее, Земля - Марса, Доктор-Донна - Доктор потерял Донну навсегда. Но можно начать еще немножко раньше... Например, с двухсерийника "Человеческая природа"-"Семья крови". Джон Смит - полная противоположность Доктора. Он человек. Он закрыт, он не хочет, чтобы что-то нарушало привычное течение жизни в его маленьком мирке, он не любопытен, труслив и очень хочет остаться в живых. И в "Водах Марса" я вижу почти того же Смита, вот разве что наделенного безграничной силой и лишенного любимой женщины.
Единственный чертов раз Доктор позволил человеческому в себе победить. Страху, одиночеству, тоске по дому (я не о Галлифрее). Ему смертельно надоело терять людей, проходить мимо, опускать руки. Он не железный. Хотя и похож.
Доктор отчаялся. Он устал скрывать свое истинное лицо, свои истинные эмоции. Устал бесконечно улыбаться и шутить, болтать о пустяках. Он слишком много потерял. Прежде он не раз искал смерти, но теперь, когда не он выбирает, как он умрет, когда это решают какие-то высшие силы, он почувствовал себя пешкой. Если он игрушка, то все его потери - что они для мира?! И он пытается доказать, что он больше, чем просто пешка. В начале поста я писала, что он хочет выжить. Это так. Это естественно. Но даже больше, чем выжить, он хочет взять свою судьбу в свои руки. Изменить предначертанное. Перестать быть инструментом.
Пока писала, забыла главную идею.
Могу только подвести итог: Доктор все спешалы к 4-му сезону сознательно обрекает себя на одиночество. Он противоречив, тянется к теплу - и тут же отталкивает его. Однако человеческая жизнь становится для него значимее и важнее, чем когда-либо. Он верит в предсказание близкой смерти и пытается изменить судьбу. В серии "Воды Марса" он пытается стать Б-гом, становясь вместо этого человеком. Из светлого Питера Пэна Десятый вырос в жертвенную фигуру, схожую с Христом.
И все-таки это чертовски мрачная серия.
Б-гам обзоров
Некий текст
О чем эта история? О великом поражении или о великой победе? Об утрате человечности Доктором или о его окончательном очеловечивании? О страхе или победе над страхом?
Пожалуй, для меня эта история об одиночестве. О том, что перед смертью все мы остаемся одни. Мы приходим в этот мир в одиночестве, мы уходим из него в одиночестве. Кто бы ни стоял рядом с тобой, кто бы ни держал тебя за руку, ты все равно умираешь в одиночестве.
Доктор в этой серии не смешной, не забавный, он не веселится и не пытается веселить других. Он в отчаянии. Он умирает. И главное его желание - остаться в живых, выжить, пережить эти зловещие четыре удара. Пытаясь изменить историю Аделаиды Брукс, он словно пробует изменить свою собственную историю. Ее смерть - фиксированный момент в истории, его - наверняка тоже. Если удастся исправить одну точку, то можно исправить и остальные. А значит можно жить вечно, перекраивая реальность под себя. Выжить - самое человеческое из желаний. Это то, что всегда привлекало Доктора в людях: готовность бороться до конца, не сдаваться, что бы ни случилось.
Доктор не учел лишь одного: все человеческие желания объединяются в одном - быть Б-гом. И очеловечиваясь, он парадоксальным образом теряет человеческое.
Идеальная патовая ситуация. Какой бы выбор ни сделал Доктор, он все равно проиграл бы. Уйдя с обреченной базы, признавая свое несовершенство, он вынужден был бы смириться и со своей будущей смертью. Сложить ручки на коленях и четыре раза пнуть ногой двери ТАРДИС, самолично удавиться, чтоб не мучиться. Но он не мог, просто не мог так поступить. Он слишком многому научился у Донны, Марты, Розы, Джека, Сары Джейн, всех своих спутников. Он стал слишком человечен.
А теперь важное объявление: самая страшная и самая правдивая серия "Доктора Кто" для меня - "Полночь", в которой самыми опасными монстрами во Вселенной оказываются не всякие инопланетяне или ведьмы, а люди. Человек - это одновременно титул благородного существа и титул чудовища. Нет ничего опаснее человека. И когда я понимаю, что Доктор становится человечнее...
Что есть Таймлорд? Наблюдатель. Светофор времени. Его задача - изучать. Останавливать ренегатов, пытающихся изменить ключевые точки истории. Он всемогущ - и бесполезен. Настоящий Таймлорд не может ничего. В сериале в последнее время постоянно звучат слова "Мы ничто для тебя! Букашки, мусор!". Да. Для настоящего Таймлорда люди - ничто. И у Десятого есть кое-что от настоящего Таймлорда. Он улыбается, когда дела становятся совсем плохи, он наслаждается опасностью, он забывает, что для окружающих людей все происходящее - не игра, а настоящая жизнь, реальность, что-то, что навсегда останется с ними. В его, полной опасностей и безумия, жизни любая трагедия - лишь одна из миллиарда песчинок.
Но когда он понимает, что все, происходящее вокруг него, имеет значение для тех, кто остается, когда он снимает защитные механизмы и пропускает это знание через себя, о, вот тогда начинаются проблемы. Нельзя решать судьбы Вселенной, если ты человек. Но именно человеку, а не Таймлорду, хочется этим заниматься.
Иными словами, человеком быть больно, страшно и опасно. И к серии "Воды Марса" Доктор очеловечился настолько, насколько это вообще возможно для Десятого.
Итак, смотрим хронологию. Конец 4-го сезона. Разговор с Давросом. Ауч, это было больно. "Ты превращаешь людей в оружие". Что делает Доктор после этого? Развозит всех по домам, навязывает Розе Хэнди, стирает память Донне. Серия разбивает сердце. Одинокий-одинокий Доктор, которому больше не нужно держать улыбку на лице, снимает пиджак и мокрый и несчастный бредет по ТАРДИС, которая совсем недавно была наполнена смехом и живыми голосами. А теперь он один. Контраст разителен и пугающ. Он один, потому что он сам обрек себя на это.
Первый спешал. Рождественский. В целом довольно забавный, тревожных нот вроде бы и нет (пересматривала давно, могу ошибаться). Единственная тонкая мрачная ниточка - последний разговор с неудавшимся следующим Доктором. Но все разрешается в позитивном ключе. Они идут праздновать Рождество, все славно.
Предыдущая серия, второй спешал - "Планета Мертвых" - вышла 11 апреля 2009 года. Очень солнечная, довольно-таки позитивная. Доктор успокаивает людей, оказавшихся в чужом мире, у него прекрасная спутница, достойная его почти во всех отношениях (кроме моральных качеств), у него восхитительная поддержка с Земли - Малькольм Бернард, чудковатый ученый. Вся серия держится в позитивных тонах, звучит маршевая музыка, все хорошо, нет никаких отсылок к прошлому, к недавней потере друзей, к чудовищному одиночеству Доктора - пока почти в самом конце не происходит два коротких диалога. С Кристиной ("Люди путешествовали со мной, и я потерял их, потерял их всех. Это больше не повторится") и с женщиной-экстрасенсом ("Ваша песня подходит к концу"). Но даже после этого происходят забавные моменты, Кристина сбегает под бравурную музыку, Доктор идет арестовывать самого себя в синей полицейской будке... пасхальная серия, очень светлая. Доктор отказывается от спутницы, но у нее все будет хорошо. А вот ситуация с предсказанием никак не разрешается.
Все ждут, что будет дальше.
15 ноября. Больше, чем полгода. РТД сидит в депрессии (он в ней постоянно, если верить "The Writers Tale"), а его внутренние демоны довольно потирают свои лапки.
И вот выходят "Воды Марса". Мрачная, темная, депрессивная. Такое ощущение, что первый вариант сценария состоял из одного слова - "безысходность".
"Посмотри "Доктора Кто" - говорили они. "Это будет забавно" - говорили они. "Это детский сериал" - говорили они.
ВОТ В КАКОМ МЕСТЕ "ВОДЫ МАРСА" - ЧАСТЬ ДЕТСКОГО СЕРИАЛА?!
Извините, вспылила. Это очень взрослая серия. Страшная и мучительная. Особый деликатес для мазохистов от психологии.
Почему же все должно закончиться вот так? Почему предсмертные дни Десятого такие? Почему?
Десятого к Марсу вели долго. Логично вспомнить "Огни Помпеи", которые представляют собой абсолютное отражение "Вод Марса". Огонь - вода, прошлое - будущее, Земля - Марса, Доктор-Донна - Доктор потерял Донну навсегда. Но можно начать еще немножко раньше... Например, с двухсерийника "Человеческая природа"-"Семья крови". Джон Смит - полная противоположность Доктора. Он человек. Он закрыт, он не хочет, чтобы что-то нарушало привычное течение жизни в его маленьком мирке, он не любопытен, труслив и очень хочет остаться в живых. И в "Водах Марса" я вижу почти того же Смита, вот разве что наделенного безграничной силой и лишенного любимой женщины.
Единственный чертов раз Доктор позволил человеческому в себе победить. Страху, одиночеству, тоске по дому (я не о Галлифрее). Ему смертельно надоело терять людей, проходить мимо, опускать руки. Он не железный. Хотя и похож.
Доктор отчаялся. Он устал скрывать свое истинное лицо, свои истинные эмоции. Устал бесконечно улыбаться и шутить, болтать о пустяках. Он слишком много потерял. Прежде он не раз искал смерти, но теперь, когда не он выбирает, как он умрет, когда это решают какие-то высшие силы, он почувствовал себя пешкой. Если он игрушка, то все его потери - что они для мира?! И он пытается доказать, что он больше, чем просто пешка. В начале поста я писала, что он хочет выжить. Это так. Это естественно. Но даже больше, чем выжить, он хочет взять свою судьбу в свои руки. Изменить предначертанное. Перестать быть инструментом.
Пока писала, забыла главную идею.
Могу только подвести итог: Доктор все спешалы к 4-му сезону сознательно обрекает себя на одиночество. Он противоречив, тянется к теплу - и тут же отталкивает его. Однако человеческая жизнь становится для него значимее и важнее, чем когда-либо. Он верит в предсказание близкой смерти и пытается изменить судьбу. В серии "Воды Марса" он пытается стать Б-гом, становясь вместо этого человеком. Из светлого Питера Пэна Десятый вырос в жертвенную фигуру, схожую с Христом.
И все-таки это чертовски мрачная серия.
Б-гам обзоров
Хорошо подмечено.
Про депрессию РТД не знала, после нее настрой серии становится понятнее.
Она ужасно тяжелая. Самая мрачная из всех, по-моему, разве что вот кроме Полночи.
И злая.К вопросу о депрессивных фактах: во время съемок серии "Вояж Проклятых" (Титаник и Кайли Миноуг) умерла мама Дэвида. И он до самых похорон продолжал сниматься.
Цитата (The Writer's tale, 187):
SUNDAY 15 JULY 2007 23:23:52 GMT
RE: SAD NEWS...
David's mum died at noon today. So sad. He's back at work tomorrow - because he wants to be — and will stay until the funeral, which is Saturday. I can see what he means, he'd rather be working, although I worry that — having been through it myself— he doesn't know how huge and never-ending it is, the death of a parent. To be going through that with a bloody great camera shoved in your face...
Перевод (местами вольный, уж простите):
Воскресенье 15 июля 2007 23:23:52
RE: Печальные новости...
Мама Дэвида умерла сегодня в полдень. Так печально. Он возвращается на работу завтра - потому что он так захотел - и останется до похорон, которые пройдут в субботу. Я понимаю, почему он это делает, он предпочитает работать, но все же я беспокоюсь, что - говорю по собственному опыту - он не понимает, какая это огромная и незаживающая потеря, смерть одного из родителей. Пройти через это, когда чертова камера тычется тебе в лицо...
Я читала отрывки из книги, но очень мало.
Попробую еще. Спасибо.
Там полно откровений РТД о том, что он ничтожный, жалкий, отвратительный...
Всем бы такую депрессию, честное слово. Если выбирать между таким автором и тем, что строчит в радостной эйфории, приговаривая "эх, как здорово у меня получается!" - то я безусловно выберу первого.